В правительственный законопроект № 121564-8, ставший впоследствии «Законом о такси» № 580-ФЗ от 29 декабря 2022 года, ко второму чтению было внесено 112 поправок – столько было сомнений, сохраняются они и по сей день.
Оценка регулирующего воздействия была проведена плохо. Граждане не заметили никаких позитивных изменений, если только позитивом не признать то, что хуже не стало, а цены выросли везде. Больше требований - больше издержки, выше цены, а маржинальность, парк, дороги, расстояния везде разные.
Практика применения закона показала его неэффективность как c точки зрения улучшения качества обслуживания и повышения безопасности потребителей, так и с точки зрения защиты интересов бизнеса. Для многих такси это не роскошь, а необходимость, которой нет адекватной альтернативы виде общественного транспорта.
К такси в районном центре Центральной Сибири и к такси в столице не могут предъявляться одинаковые требования. Например, обязательность ежедневных медицинских и технических осмотров далека от реальной жизни в регионах. Если Москва может себе позволить дистанционную диагностику, то Улан-Удэ вряд ли.
Не государство, а водители, перевозчики и службы заказа такси под страхом повышенной юридической ответственности сами должны осуществлять контроль и принимать адекватные меры, исключающие нахождение за рулём в болезненном состоянии, или выезд на линию неисправного, незастрахованного или грязного автомобиля. Добавляет проблем дефицит водителей, ограниченные возможности приобретать и обслуживать новую технику по разумной цене.
Предлагаю закон отменить, предоставив соответствующие полномочия субъектам Российской Федерации, которые должны взять на себя ответственность за качество, безопасность и цены.
Вячеслав Плахотнюк, председатель Комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей, доктор права НИУ Высшая школа экономики, адвокат.