Государство всегда возвращается за своим
Генеральная прокуратура исходит из того, что в советские времена профсоюзное имущество было разновидностью государственного, а потому его как незаконно выбывшее, надлежит вернуть на место, то есть национализировать, а за пользование или частичную утрату заставить заплатить.
Каких-либо компенсаций за инвестиции не предусматривается. Вопрос о том, почему сейчас, почему через 30 лет – риторический. Всерьёз говорить об отсутствии у прокуратуры полномочий, компетентности или доступа к информации не приходится. Просто не ставилось такой задачи. Наоборот, речь шла об обеспечении стабильности в интересах развития. Сейчас задача поставлена, и процесс национализации налицо.
Пансионаты, спортивные сооружения, офисные здания. Нормативных критериев, позволяющих определить или предсказать какие предприятия или имущество находятся «в разработке» прокуратуры, наличие своего рода «проскрипционных списков» под последующее обращение в госсобственность не существует, как не существует и прозрачных процедур отбора управляющих для принудительно национализированного имущества, порядка и условий определения его дальнейшей судьбы: снова приватизировать, безвозмездно передать в «правильные руки» или оставить в казне.
Решения о предъявлении исков принимаются в «ручном режиме», без предварительных переговоров и попыток мировых договорённостей. Это делает соответствующую сферу деятельности надзорных органов, с одной стороны непредсказуемой, а с другой - чрезвычайно коррупциогенной.
Давать какие-либо конкретные рекомендации владельцам «Лазуревого берега», других подобных объектов, не зная дело в деталях – безответственно. Но в любом случае нужно отстаивать свою позицию в суде. Нет другого законного способа.
Практика рассмотрения таких дел складывается не в пользу ответчиков, поскольку в лице Генеральной прокуратуры им противостоит всё государство, не зря же судебная власть и прокуратура объединены в одной главе Конституции. К немногочисленным примерам успешной защиты можно отнести «дело кавказских санаториев». Но там спор не окончен.
Чтобы не попасть в подобные неприятности тем, чья история владения имуществом восходит в государственной, профсоюзной, кооперативной собственности или собственности Коммунистической партии Советского Союза следует помнить: оно является «токсичным». Самое время приготовиться – перепроверить документы, обсудить перспективы с юристами, собрать и закрепить доказательства, которые могут пригодиться в суде.
Претензии государства не имеют давности, оно всегда возвращается за своим. Судебные процессы такого рода скоротечны, часто им сопутствуют уголовные дела. Поэтому нужно ждать мгновенные аресты имущества и денежных средств, выемки и обыски. Кроме того, постарайтесь не создавать никаких проблем региональным и местным властям. Активно поддерживайте актуальную политическую и социальную повестку, избавьтесь от иностранных или уехавших в последнее время из страны совладельцев.
Я считаю аморальным возлагать на нынешних владельцев имущества ответственность за ошибки, допушенные государством при приватизации 30 лет назад.
Больше материалов от адвоката Плахотнюка В.А.: